Наука и образование, Новости

Монография Александра Самойленко

Вышла в свет монография Александра Самойленко о понятиях и терминах в туризме

Монография называется «Понятийно-терминологический аппарат в туристике: объективно-субъективный подход и некоторые филологические казусы». Ее автор – сотрудник нашего техникума, известный кубанский путешественник, краевед-исследователь, ученый, автор более 350 научных работ, книг по географии, экологии, рекреации, туризму, экскурсоведению, руководитель комиссии краеведения Краснодарского регионального отделения РГО, заслуженный турист Кубани.

Анализ проблем развития отечественного туризма на современном этапе позволяет выделить одну из базовых его проблем – отсутствие единой системы понятий и определений, которыми пользуются исследователи туризма в науке, а также представители правовой системы государства, рассматривающие спорные вопросы, связанные с практикой туризма, туроператоры и турфирмы, предприятия, непосредственно оказывающие туристские услуги на месте их потребления, туристы, экскурсанты и другие заинтересованные субъекты, деятельность которых прямо или опосредованно связана с туризмом.

В специальной литературе получили распространение основные термины и понятия, употребляемые в туристском секторе. Однако толкование туристских терминов остается предметом достаточно острых дискуссий. При этом единообразие подходов к трактованию терминов крайне важно и для практической деятельности в туризме и экскурсоведении и для науки о туризме, и для туристской статистики. Академические круги, научные сообщества, многочисленные туристские школы по всему миру также испытывают потребность в унификации понятийного аппарата туризма.

С позиции туристики правильная трактовка определение понятий и терминов — это показатель филологической грамотности и культуры специалиста.

Цель данного издания – на основе научного анализа большого количества различных источников сделать попытку унификации основного понятийно-терминологического аппарата в туристике, их правильного толкования в различных направлениях туристско-рекреационной деятельности.

Данное издание изложено на 284 страницах печатного текста, куда включено 20 рисунков, 14 таблиц. Содержательная часть состоит из вступительной части (введение), 19 разделов (во многих из них представлены по несколько подразделов), заключения и списка использованных источников из 230 наименований (руководящие, нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, научная и туристско-краеведческая литература, учебники и учебные пособия, справочники, интернет-издания).

По своей структуре работа разделена на 9 блоков.

1-й блок вопросов – назовем его теоретическим – включает в себя такие вопросы как исторические аспекты формирования знаний о туризме, историю становления науки о туризме — туристиику, представляет организаторов и теоретиков этой науки, внесших значительный вклад в ее становление и развитие.

2-й блок вопросов посвящен выявлению общности и различий понятий «путешествие», «туризм», «экскурсия», «рекреация» — обилию определений понятий «туризм» и «путешествие», признаков отличий туризма от путешествия, определению понятия «туризм» и «рекреация» глазами различных авторов; определению типов, категорий и классификацией видов туризма; анализу различных определений понятия «экскурсия» — от сущности и признаков экскурсии и ее классификации до определения понятия виртуальной экскурсии.

3-й блок вопросов описывает: сущность понятия «экскурсовод», основные направления его деятельности; определение понятий и основные направления деятельности инструктора-проводника, гида и сопровождающего группы.

Значительное внимание автор уделяет 4-му блоку вопросов, где представлены: самодеятельный и спортивный туризм – понятие, классификация, отдельные новые виды — хайкинг, бэкпэкинг и трекинг — их отличия, современный рогейн и его виды; приключенческий туризм и его виды; экстремальный туризм – определение понятия, классификация; сельский и аграрный туризм – сущность, общность и различия.

Также отдельным 5-м блоком выделяется группа подразделов, связанных с устойчивым и экологическим туризмом, начиная от: зарождения и особенностей сверхтуризма; устойчивого развитие как процесса стабильного развития экономики социальных аспектов общества; определения понятий «устойчивый туризм» и «экологический туризм»; основных принципов и отличительных особенностей экотуризма; взаимосвязи экотуризма и других типов путешествий в природу; терминов и определений по экотропам в ГОСТах и заканчивая рассмотрением сущности и понятия альтернативного туризма.

В 6-м блоке анализируется терминология в детско-юношеском туризме, а именно: дается классификация видов туризма по разным признакам и описывается содержательная часть Национального стандарта Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования (введен 07.01.2012 г.).

7-й блок вопросов состоит из определения основных понятий и терминов в гостиничном бизнесе — словаря гостиничных терминов, гостиничных сокращений и аббревиатуры, понятий избинга, глэмпинга, кемпинга и других средств размещения, типологии сельских средств размещения в России.

В отдельный 8-й блок выделен раздел «Новейшие термины в лексике туризма: понимание и трактовка. Англицизмы в туризме».

9-й блок соответствует разделу «Туристский или туристический: как правильно?», а в 10-м рассказывается об относительно новых понятиях в туризме – о туристских дестинациях и кластерах.

В разделе «Приложения» дается большая по объему информация об отзывах специалистов экскурсионного дела по особенностям работы гидов, экскурсоводов, их отличительных особенностях, положительных сторонах деятельности и трудностях в работе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные результаты могут быть использованы при написании диссертаций, научных статей, докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ преподавателями и студентами вузов и ссузов, учителями школ, лицеев, гимназий, где есть специальность, связанная с туристско-экскурсионной и гостиничной деятельностью. Эти данные могут также взять на вооружение экскурсоводы, гиды, инструкторы-проводники при проведении экскурсий и туристских походов, краеведы, организаторы курсового обучения, просто любители общения с природой.